Минздрав РФ опубликовал для общественного обсуждения Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработан в целях совершенствования процедуры закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в рамках обеспечения гарантий социальной защиты граждан Российской Федерации осуществляет закупки лекарственных препаратов и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей» и от 11 марта 2011 г. № 156 «Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации, и Федеральному медико-биологическому агентству, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований».
Годовой объем закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (дорогостоящие лекарственные препараты) и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок (лекарственные препараты для иммунопрофилактики) в 2015 году составил 83,2 % (более 44,1 млрд рублей) и 10,2 % (10,2 млрд рублей), соответственно, от общего объема доведенных Минздраву России лимитов бюджетных обязательств на осуществление всех закупок товаров, работ, услуг.
В 2015 году было проведено 75 процедур закупок дорогостоящих лекарственных препаратов. При условии осуществления данных закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок на сумму 6,6 млрд рублей Минздрав России был бы вынужден провести более 330 процедур аукционов в электронной форме.
Необходимыми ресурсами и возможностями поставки дорогостоящих лекарственных препаратов и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок в масштабах всей страны обладают в основном крупные поставщики (ПАО «Фармстандарт», ПАО «Фармимэкс», ЗАО «Р-Фарм», ООО «МЕДИПАЛ-ОНКО», ЗАО фирма Центр внедрения «ПРОТЕК», ЗАО «РОСТА», ООО «Тева», ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России, ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова», ООО «НПО Петровакс Фарм», АО «Национальная иммунобиологическая компания» и др.), которые не являются субъектами малого предпринимательства.
Иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики имеют очень короткий срок годности и чрезвычайно жесткие условия технологии производства и доставки потребителю: биологическая безопасность окружающей среды с учетом работы с живыми организмами, высокая степень очистки с сохранением эффективности иммунобиологических препаратов, длительный, ежегодно меняющийся цикл производства вакцин с актуальными штаммами, соблюдение условий «холодовой цепи» при производстве, транспортировке и хранении иммунобиологических препаратов.
Практика проведения процедур закупок иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в 2011–2015 годах показала, что организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, в процедурах определения поставщиков участие не принимали, что обусловлено рядом объективных причин.
Производители и поставщики иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики должны иметь производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые, трудовые и иные ресурсы, позволяющие обеспечить гарантированное производство и поставку таких препаратов в субъекты Российской Федерации.
Организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, не обладают возможностями, соответствующими установленным требованиям, в том числе к условиям надлежащего хранения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики, по причине отсутствия собственных специально оборудованных помещений, а также возможностью надлежащей транспортировки с соблюдением «холодовой цепи» одновременно большого объема иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в различные субъекты Российской Федерации (от 83 до 140 мест поставки), в связи с чем, не являются участниками закупок, осуществляемых Минздравом России.
Необходимо отметить, что в период действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по инициативе Минздрава России из перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, были исключены дорогостоящие лекарственные препараты и иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики.
Таким образом, формальное проведение процедур закупок на поставку дорогостоящих лекарственных препаратов и иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций приведет к срыву и необоснованному увеличению сроков определения поставщиков, что, в свою очередь, приведет к не обеспечению населения Российской Федерации дорогостоящими лекарственными препаратами и иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики.
Принятие законопроекта дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.
Дополнительные документы к тексту проекта:
.