В сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба завершила первый этап мониторинга цен на лекарства из перечня программы «Семь нозологий», сравнив их со стоимостью препаратов за рубежом. В итоге были выявлены 48 препаратов, которые в России продаются дороже, чем в определенных (так называемых референтных) странах мира. В список ФАС попали лекарства таких компаний, как Teva, Roche, Novartis, KRKA, Celgene и других.
ФАС предложила владельцам или держателям регистрационных удостоверений лекарственных препаратов добровольно снизить цены. В противном случае регулятор пригрозил компаниям провести расследование и отменить регистрацию цен на необоснованно дорогие лекарства.
Из Государственного реестра предельных отпускных цен следует, что на большинство препаратов из списка ФАС цены были перерегистрированы в ноябре-декабре 2016 года. В среднем снижение составило 50%, говорил в декабре 2016 года начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. По его словам, благодаря этому в 2017 году при федеральных закупках Минздрав сможет сэкономить минимум 4,9 млрд рублей.
В результате проведенной работы ФАС аннулировала регистрацию цены на один препарат – иматиниб, зарегистрированный компанией «АрСиАй Синтез» (ныне АО «Фармасинтез-Норд»), входящей в группу «Фармасинтез». По данным ФАС, цена на него была завышена в 10 раз.
Однако на восемь позиций цены снижены не были. По словам заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежды Шаравской, в процессе расследования были обнаружены некоторые обстоятельства, которые не позволили требовать обязательного снижения цен на эти препараты. В частности, цены не были перерегистрированы на отдельные лекарственные формы онкопрепаратов Велкейд (бортезомиб) Johnson&Johnson, Генфатиниб (иматиниб) аргентинской компании Laboratorio Tuteur, Мабтера (ритуксимаб) Roche, Неопакс (иматиниб) KRKA, Гливек (иматиниб) Novartis, Флудара (флударабин) Genzyme Europe B.V., входящей в Sanofi.
Как объяснила Надежда Шаравская, ФАС не стала требовать перерегистрации цен на отдельные лекарственные формы Велкейда, Мабтеры и Генфатиниба в связи с тем, что регулятор выявил расхождение информации, предоставленной российскими торговыми представительствами за рубежом, с официальными источниками в референтных странах. «Никто не может гарантировать отсутствие технических ошибок, – сказала она. – Мы уточнили полученные данные, увидели, что допущены ошибки. И сняли вопрос о необходимости снижения цен».
ФАС отказалась от своих претензий по снижению цен ко всем формам препарата Неопакс, так как все стадии его производства осуществляются на территории России, пояснила Шаравская. «Мы ставили цель проанализировать цены только на те препараты, которые импортируются в Россию или упаковываются здесь», – говорит она.
На Гливек более низкая цена была выявлена в Республике Корее, не являющейся референтной для России, поэтому регулятор не стал настаивать на снижении цены. На Флудару было подано заявление об исключении из реестра цен, поскольку лекарство уже не обращается на российском рынке, сказала Шаравская.
Еще несколько лет назад на Мабтеру приходился самый большой бюджет программы «Семь нозологий». В 2013 году препарат был закуплен на 8,9 млрд рублей. На Велкейд тогда пришлось 7,2 млрд рублей. Однако по итогам 2016 года картина была совершенно иной: Мабтера по «Семи нозологиям» не закупалась вовсе, все формы Велкейда были закуплены на сумму 1,4 млрд рублей, следует из данных системы для анализа госзакупок Zakupki360. Оба препарата по контракту могут производиться на заводе «Фармстандарта» в Уфе. Все формы Генфатиниба в 2016 году по «Семи нозологиям» закупили на 652 млн рублей. Раньше продвижением портфеля аргентинской Laboratorio Tuteur занималось ООО «Генфа», бенефициарами которого являются Александр и Семен Винокуровы.
На втором этапе международного сравнительного анализа цен на дорогостоящие препараты ФАС проверила цены на препараты для лечения ВИЧ-инфекции, гепатитов, туберкулеза и бактериальных заболеваний и выявила еще 95 лекарств, цена на которые, по мнению экспертов ведомства, завышена. На третьем этапе будет исследоваться стоимость вакцин.
.