Доработка законопроекта о контрсанкциях ко второму чтению предусматривает исключение конкретных товарных групп, в том числе лекарств. К такому решению пришли депутаты на заседании Совета Госдумы по законотворчеству 11 мая 2018 г.
«Мы идем по пути описания возможных мер применения санкций и механизмов их применения», — сказал первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков.
Он указал, что при принятии документа в первом чтении будет сказано о том, что не должны вводиться никакие запреты на жизненно важные товары, аналоги которых не производятся в Российской Федерации. «Здесь речь идет не только о лекарствах, — подчеркнул Жуков. — Законопроект не должен негативно отразиться на российских гражданах, нуждающихся в применении лекарств, не производящихся в России или в странах, к которым санкции не применяются».
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Госдумы Вячеслав Володин, а также лидеры парламентских фракций разработали и внесли 14 мая в Госдуму законопроект «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Документом предлагается дополнить главу 29 Уголовного кодекса РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» статьей 2842 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией». При этом уголовная ответственность предусматривается как за совершение действий (бездействия) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, повлекших ограничение или отказ в совершении российскими гражданами или юридическими лицами, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций или сделок, так и за совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению таких ограничительных мер.
Минобрнауки России опубликовало изменения, которые должны быть внесены в статью 1362 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Настоящий проект Федерального закона разработан в целях реализации норм Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 184-ФЗ «О принятии Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности».
Данный Протокол, вступивший в силу 23 января 2017 г., дополнил Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) статьей 31bis и приложением, определяющими порядок применения принудительного лицензирования в целях экспорта лекарственных средств.
С 13 мая 2018 г. в рамках ЕАЭС начинается ведение паспорта анатомо-терапевтического химического классификатора лекарственных средств. Документ был утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. № 50 «Об анатомо-терапевтическом химическом классификаторе лекарственных средств» и опубликован 13 апреля 2018 г.
Документ будет применяться при электронном взаимодействии между уполномоченными органами стран Союза, включая ведение единого реестра зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС.
Оператором по ведению классификатора определено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств для медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Использование кодовых обозначений классификатора является обязательным при реализации общих процессов в рамках ЕАЭС в сфере обращения лекарственных средств.
Еще в 2015 и 2016 годах отечественные производители наращивали свою долю на рынке – на 3 процентных пункта в год.
Сильно замедлился в 2017 году и рост фармпроизводства. Если в 2015 году объем выпуска лекарств в денежном выражении вырос на 26,2%, в 2016 году – на 23,4%, то в 2017 году – на 3,5%, до 295 млрд рублей.
Минпромторг приводит динамику роста доли отечественных препаратов из списка ЖНВЛП: на 1 января 2018 года она составила 84,2%, а в 2012 году – 63%. Доля растет медленно – за восемь месяцев 2017 года она составила 83,6%, хотя майские указы предполагают, что в 2018 году она должна достигнуть 90%.
Темпы роста российского фармрынка в целом в последние годы замедлились: если в 2015 году он, по данным Минпромторга, вырос на 10,4%, в 2016 году – на 7,7%, то в 2017 году – только на 3%, до 1,246 трлн рублей.
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект об ответных санкциях против США, в котором предлагается дать правительству право ограничивать ввоз в Россию американских лекарств. Его рассмотрят в первом чтении 15 мая.
Для компании «Нанолек» программа «Фарма 2030» должна стать одной из ключевых на сегодняшний день, поскольку предприятие занято в производстве стратегической продукции – вакцин, и в первую очередь – детских вакцин для Национального календаря прививок. На форуме «Фармэволюция», который проходил в городе Калуга, в обсуждении программы «Фарма 2030» принял участие и Михаил Некрасов, генеральный директор компании «Нанолек».
В своём выступлении он отметил, что в программе «Фарма 2030» предусматривается отдельная стратегия развития производства именно иммунобиологической продукции, поэтому на вакцинном рынке России просто необходимо наводить порядок. «Нанолек» — уверенный игрок на данном рынке.
Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко отчитался об успехах проекта по обязательной маркировке лекарств, стартовавшего в 2017 году. Всего ведомству удалось выявить нарушения на общую сумму 500 млн рублей.
Как сообщил глава ведомства, в 2017 году в системе было зарегистрировано 1 044 участника и более 50 лекарственных препаратов.
«Благодаря маркировке в 2017 году были выявлены преступления на общую сумму более 100 млн рублей, в том числе по лекарственным препаратам, закупленным в рамках госконтрактов в Ростовской области, Республике Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике, Башкортостане», – отчитался Мурашко. К апрелю 2018 года объем выявленных нарушений достиг 500 млн рублей.
Уточнить, какие именно препараты были поставлены с нарушениями, в Росздравнадзоре не смогли.
Закон об обязательной маркировке лекарств был принят в конце 2017 года. Предполагается, что в 2018 году маркировка упаковок станет обязательной для препаратов «Семи нозологий», а к 2020 году распространится на все препараты. ФРП уже готов предоставлять производителям льготные кредиты на закупку техники для маркировки, а главный оператор проекта – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) «Ростеха» – в апреле 2018 года предложил бесплатно маркировать недорогие лекарства.
Минздрав России выставил на общественное обсуждение проект ведомственного приказа «О внесении изменений в Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный приказом Минздрава России № 870н от 26.10.2017 г.».
Проект приказа подготовлен по результатам правоприменительной практики.
Целью реализации проекта приказа является внесение изменений в сведения, содержащиеся в спецификации, являющейся приложением к Типовому контракту на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.
«Принятие проекта приказа позволит унифицировать сведения, которые вносятся в единую информационную систему в сфере закупок для дальнейшего использования с целью корректного расчета референтных цен», – поясняют в Минздраве.
Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 2 мая 2018 г.
Применение ряда приказов министерства (в том числе приказа Минздрава России № 870н от 26.10.2017 г.) вызвало много вопросов у участников фармрынка. Минздрав подготовил письмо, содержащее ответы на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По условиям аукциона, антиингибиторный коагулянтный комплекс нужно было поставить до 1 июля 2018 года, а документы, подтверждающие поставку, предоставить Минздраву до 15 июля. Как следует из документов закупки, поставщики посчитали такие сроки предоставления документов невыполнимыми.
В своем обращении к Минздраву они рассуждают следующим образом. У принимающей стороны есть 10 рабочих дней на то, чтобы выдать поставщику подписанный акт приема-передачи и другие документы. Если лекарства будут доставлены 30 июня, получатель может вернуть подписанные документы 13 июля и тогда у поставщика останется всего два дня на отправку их в Минздрав. Если же документы не будут предоставлены вовремя, победитель аукциона рискует не получить вовремя плату за поставленный товар.
Минздрав подвел результаты конкурсов на поставку атазанавира на 810,7 и 31,5 млн рублей и тенофовира на 690,6 млн рублей. Во всех трех заявка от «Р-Фарма» была единственной. Компания должна будет поставить лекарства в два этапа: первый до 1 июня 2018 года, второй – до 15 ноября 2018 года.
В прошлом году «Р-Фарм» сорвал поставки атазанавира, на что жаловалась организация «Пациентский контроль». Всего за срыв сроков по контрактам 2017 года Минздрав начислил фармкомпаниям более 600 млн рублей пеней. По подсчетам Vademecum, «Р-Фарму» были начислены 480 млн рублей пеней и 2,4 млн рублей штрафов по 29 контрактам.
ФАС подозревает «Р-Фарм» в сговоре с Минздравом. Антимонопольное ведомство считает, что министерство могло создать компании преимущества при закупке лекарств против ВИЧ, гепатитов В и С, туберкулеза и других препаратов. «Р-Фарм» и Минздрав сговор отрицают.
.